Профстандарт учителя внедрят в 2017 году

11.11.2015

profstandart ychitelya.JPG

По идее, он должен был вступить в силу в этом году, но педагогическое сообщество пока к этому не готово. В частности, стандарт требует, чтобы все учителя имели высшее образование, могли работать с учениками, с особыми образовательными потребностями, подходили индивидуально к каждому школьнику, вели воспитательную работу в классе, привлекали к сотрудничеству родителей и постоянно профессионально росли. При этом зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения требований стандарта.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, выступая на Всероссийском съезде участников апробации стандарта подчеркнул, что работа педагога не должна оцениваться по ЕГЭ.

Из показателей работы губернаторов этот критерий уже исчез. Мы убираем его из различных рейтингов, касающихся работы школ. Главные показатели для оценки учителей динамика учеников и индивидуальные достижения, заметил министр. По его словам, система оплаты труда должна исходить из выполнения стандарта: "Нам предстоит обсудить уровненную модель должностей. Ждем ваших предложений, нужно это или нет?"

Понятно, что умения учителей зависят от того, какие знания ему дают в педвузах. Министр рассказал: "Сейчас запускается проект по изменению системы подготовки учителей. Следующий проект для кадров системы среднего профобразования".

В России сегодня более миллиона учителей. По новым требованиям готовы работать очень немногие. По мнению завуча Калужской школы №25 Галины Ракитянской, главная проблема - отсутствие материальных условий для внедрения стандарта.

Учителя готовы переучиваться и работать по новым правилам. На это уйдет не больше двух лет. Но школам нужны условия для того, чтобы педагог мог работать со всеми учениками независимо от их здоровья и физического состояния. Допустим, если школа будет брать особых учеников, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов - по одному на параллель, хотя бы по одному сурдопереводчику и дефектологу. А еще нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, удобный подъезд к зданию, и желательно приспособленные места в столовой и особое меню, перечисляет завуч.

Но и это еще не все. Сейчас практически все учителя работают на полторы ставки или даже больше. При такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить. "Нагрузка должна быть не больше 20 часов в неделю," считает Ракитянская.

У нее есть ученица-надомница со слабым зрением. Девочка очень бы хотела ходить в школу, и по словам учителя, могла бы посещать обычные уроки. Заниматься она может и без шрифта Брайля и специальных учебников. "Но есть, видимо, еще какие-то диагнозы или противопоказания, о которых я ничего не знаю,- объясняет учитель, - Нам сообщают только код заболевания. Это ни о чем не говорящие цифры. Если в классе будут особые ученики, педагогу надо точно знать диагноз и первые неотложные медицинские меры, которые он должен предпринять в случае ЧП".

Пока что этот вопрос вообще никак не урегулирован. Более того, во многих школах медработники это приходящие на 3-4 часа в неделю медсестры. Поэтому без ставки фельдшера или врача об инклюзиве сложно говорить.

Директор школы №109, член общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург согласен, что условия для внедрения стандарта не самые благоприятные. "Но надо двигаться вперед, уверен он. Есть успехи в некоторых регионах. Я даже знаю, что в некоторых школах педклассы уже затачиваются на выполнение новых стандартов. Хотя должен признать: самый главный риск - ментальный. Мы запустили Гагарина в космос, сделали ракеты, но не можем выпускать хорошую массовую продукцию. Мы психологически не готовы жить по стандартам, все время противопоставляя их творчеству. Но стандарты закон, и его надо выполнять".

По мнению Ямбурга, далеко не все руководители местных министерств и департаментов образования понимают, что теперь требуется от учителей. Знания педагогики, психологии у многих руководителей на местах минимальные. "Как можно требовать то, чему тебя не учили?" спросила одна из министров учителя Ямбурга. У него есть ответ на этот вопрос: иди и учись.

"Мне в отличие от других прекрасно понятно, что такое метапредметные умения и личностный результат, поделился он с педагогами. У меня есть тяжелобольная ученица, которая учит английский язык для того, чтобы получше узнать, как лечат ее заболевание в мире и общаться с врачами из разных стран, к которым она может поехать".

Источник: m.rg.ru


Возврат к списку